Новейшая Арктика. Проблемы и решения.

Не в тему, но о важном. Океанология – наука дорогая, и очень нужная. А поскольку ненужных наук не бывает, необходимо законодательно разрешить любой науке получать дивиденды от своих открытий. Это сделает более привлекательными интеллектуальные инвестиции для их капитализации, поможет заинтересовать талантливых ученых и отсеять посредственных бездельников.
Теперь в тему. Когда Арктику ограничивают полярным кругом, у мировых политиков разыгрываются аппетиты. Ибо в геополитике до сих пор нет общепонятного определения «Арктика». Я и сам полагаю, что это район вокруг точки, которую окружает Юг. Но пограничникам это определение доставляет некоторые неудобства. Поэтому недавно отряд военных кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным крейсером "Петр Великий", зашел на Новосибирские острова. Там началась реконструкция аэродрома "Темп", и воссоздание военной базы советских времен. А В. Путин на рабочем совещании с министром обороны С. Шойгу заявил, что такие меры помогут эффективно контролировать эту часть российской Арктики.
Контролировать так, чтобы остальные государства-претенденты не фантазировали об Арктике, как о куске пирога.

Теперь, уважаемый читатель, подумаем вместе, чтобы в будущем не винить правительство - как будем делить Арктику. Конвенциально или секторально? Сразу скажу, что за секторальное деление многие политики и юристы. Причем не только отечественные. Варианты разные.

 

Нам же, не стоит забывать, что лучший вариант не тот, что кажется выгодным, а тот, который им станет.

Начнем с науки, ибо ее исследования всегда ведут в сферу геополитики. Поэтому результаты прошлогодней экспедиции российской атомной глубоководной станции первого ранга АС-12 ( код НАТО - NORSUB-5), как впрочем и последних наших арктических экспедиций, послужат  в следующем году основой заявки в ООН на расширение арктической зоны в российском секторе вплоть до Северного полюса. Ранее Россия уже подавала подобную заявку, однако комиссия ООН по морскому праву ее отклонила, сославшись на недостаточность геологических исследований. Материал же последних арктических геологоразведочных экспедиций, доказывает, что хребет Ломоносова и хребет Менделеева, являются продолжением континентального шельфа России и частью Евразийской литосферной плиты. А это, согласно действующей Морской конвенции ООН 1982 года, оставляет за Россией 1,2 млн кв. км континентального шельфа.



В тему скажу, что Морская конвенция ООН – неплохо разработанный свод международно-правовых норм, который обеспечил мирный раздел шельфа всех прибрежных государств. При этом четверть всего континентального шельфа отошла России.
Для справки: администрация Б.Обамы делает усилия для ускоренной ратификации Сенатом США этой Конвенции. Ратификация позволит США согласовывать политику с арктическими государствами в правовом поле, и даст возможность добычи минеральных ресурсов за пределами своей 200-мильной зоны. Напомню, что в Конгрессе США присутствует и мощная оппозиция присоединению к вышеупомянутой Конвенции, поскольку это ведет к финансовым потерям для некоторых американских компаний, уже занятых разработкой различных ресурсов на шельфах других государств. Против и многие республиканцы-консерваторы.

По сути же, у каждого свои приоритеты. Вот нерусские политики радеют за международный статус Севморпути, проходящего вдоль арктического побережья России. Так, с т.з. милитаристов, Россия не только лишится значительных доходов от желающих пользоваться кратчайшим маршрутом между Азией и Европой, но и выкажет военно-стратегическую уязвимость с северного направления.
Американцы в последние годы активно участвуют в арктических учениях НАТО. Россия также стала уделять больше внимания развитию арктической зоны. В частности, на Новой Земле в Северном Ледовитом океане планируется разместить группу сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31, которые войдут в состав российской системы противоракетной обороны. Кроме того, на новоземельском ядерном полигоне возобновились подкритические ядерные испытания. Наконец, Россия намерена создать вдоль Северного морского пути несколько военных объектов для базирования кораблей ВМФ и Пограничной службы. Такое усиление военного присутствия– вынужденная часть российской политики.
А как иначе, если, напр, недальновидная старший вице-президент американской аналитической организации "Center for Naval Analyses" - Шерри Гудман, как-то сказала, что "США должны отстаивать активное присутствие в Арктике, чтобы защитить свои интересы в регионе", и выразила уверенность в том, что "это - вопрос национальной и внутренней безопасности". Какие потенциальные угрозы безопасности США ее беспокоят, г-жа Гудман не уточнила.
А вот сенатор Лиза Мурковски считает, что “пришло время для строительства глубоководного порта на северном побережье Аляски. И это правильно. Неправильно, что некоторые особи постигают мироздание не через силу IQ, а через силу, как векторную физическую величину, не понимая, что она и является причиной напряжений и деформаций их полушарий. Судите сами. Когда наши исследователи установили титановый российский флаг на морском дне Северного полюса, зам.представителя Госдепартамента США Том Кейси отреагировал: «Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет».  А министр канадской нац.обороны Питер Маккей заявил: «Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: „Мы претендуем на эту территорию“.
В ответ, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим»

Полноценным, присутствие России в Арктике, сделает только исследовательский флот. Ибо следует помнить, что океан формирует климат и рельеф планеты. Океан кормит человечество. Океан самый экономичный  транспортный путь. И нужно понимать, что нельзя  насиловать океан в промышленных целях. Это понимает и Арктика, которая даже тает со стороны России.
Значит, роль России, не только защищать свои интересы в регионе, но и лечить международную нефтегазовую лихорадку. Теперь о том, как это делать.

Между Россией и США имеется неплохой потенциал арктического сотрудничества. Основой тому Илулиссатская декларация.
Вот и президент США, со своим госсекретарем, говорят о сотрудничестве с Россией в Арктике. Понятно, что скорее всего о том, где Америке не обойтись без российского участия. Значит, несмотря на признаки военной активности в регионе, фактором стабильности останется взаимный экономический интерес. Ибо вероятность арктических военных конфликтов весьма невысока, а милитаризации Арктики – больше фантазия, чем теория по причинам природно-климатического характера.
Следовательно, экономическое сотрудничество эффективней милитаризации. Это истина. Это и российская позиция. Так оставшиеся разногласия в определении границ будут решаться в правовом поле. Да и сами законодательные особенности приарктических государств, внушают мысли о международной кооперации, в целях эффективного и безопасного освоения Арктики. Очевидно, также, что только при мирной стратегии, каждое приарктическое государство, как транспортное, сможет получать значительный источник доходов. Это я к тому, что Россия с ее территориальными, природными и геополитическими ресурсами и экономической моделью освоения, может оставаться лидером такой политики.

.. хочу заметить, что это обзорная статья содержащая фрагменты российского арктического проекта. Написана с целью напомнить скептикам, что природные особенности арктического региона, как и политика России, предполагают мирную стратегию. Ну, а пока политики в стадии осознания этого - взаимоотношения России с НАТО немного влияют на арктический климат. Чуть-чуть влияют, но это нормально. Ибо ни одна цивилизация не может существовать без другой.

Recent Posts from This Journal

  • Цель смерти

    Жизнь человеческая полна лицемерия и фальши. Ибо если бы хоть одна вера не грешила, остальные бы исчезли. Но приходит смерть, чтобы без…

  • "Крым" (2017) рецензия

    Фильм не плохой и не хороший потому, что рассчитан на гражданскую позицию зрителя, и если завистливые критиканы примутся словоблудить, им…

  • Крымский мост и глубина фейков Киева.

    Мост оседает, завалится, разрушится – пестрят баянами укрСМИ. Однако официальный Киев верит в успех России заявляя, что: «Из-за…

Ничего не отдавали, Влад. Если имеешь ввиду договор 2010 года, в результате которого Россия и Норвегия справедливо и в соответствии с международным правом разграничили морские пространства в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, то это выгодно для обоих государств. http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=9028

.. и благодарю за вопрос - переделал карту, см. выше в Баренцево море
За пост спасибо, Виктор! А я про экологию. Каплю. Можно? У Арктики очень хрупкая экосистема и на нас лежит большая доля ответственности, потому что значительная часть Арктики – это Россия. Увы, с приходом человека в Арктику, ее экосистема жесточайше загрязняется.

В отличие от экосистем южных широт, восстанавливается годами, испытывая большие нагрузки. А нам необходимо богатство Арктики сохранить и передать нашим детям.
У нас дальновидный Президент, благодаря его решениям уже вывезено большое количество топливных бочек, мусора с архипелага Земля Франца-Иосифа, острова Врангеля, острова Белый. Вот еще одно доказательство критиканам власти, что власть способна не только принимать решения, но и достойно выполнять их. И очень важно, как ты пишешь "лечить международную нефтегазовую лихорадку", а для этого необходимо уберечь регион от экокатастрофы в виде разлива нефти. И будет красота Арктики вечна!)




Edited at 2013-10-26 04:24 am (UTC)
А во нижний снимок для медведя губителен. Ему для пропитания нужен лёд и лежащий на нем морской зверь.
Хотя в голодуху они способны питаться и травой и водорослями.
Правовые тяжбы - это хорошо, но надо делать и явочным порядком - если Россия возродится так и будет, если продолжит влачить свое существование РФ - загонят в угол, рано или поздно...
возвращение военных в Арктику надо приветствовать руками и ногами - это отличная основа для развития в любом направлении, учитывая наш опыт, равного к-рому ни у кого нет
Россия в Арктике на влачит своё существование, а активно развивается и работает.
Возвращение военных бы еще подчинить контролю экологических служб РФ - цены бы им не было!
Виктор, жизнедеятельность в Арктике можно разделить на четыре больших кластера: научный, судоходный, военный, ну может еще и туристический добавим. Да - забыл, что еще и люди там живут постоянно, по разным причинам - для кого это родина предков, кто занимается прикладными делами (обеспечивает жизнь населенных пунктов, пролетов самолетов, проходом судов, охраняет границу и т.д. и т.п.)
Судоходство, а точнее контроль за ним - это СМП (СЗП - не в счет - т.к. там бывают лишь одиночные судопроходы) и это целиком прерогатива России.
В Арктике в научных целях присутствует Европа - немцы (как не странно), скандинавы. Американцы гораздо в меньшей степени , ну или совсем у себя под берегом, о чем мне мало известно.
Военное присутствие в высоких широтах (подлодки не считаем) - тоже пока за нами, опять же по причине возможности судоходства вдоль наших границ.
Ну и конечно - все надеемся, что наши экспедиции и труды тех кто собирал данные (а не расставлял флажки) - не пропадут понапрасну!
благодарю, Дмитрий, за профессиональный комент.
..кста, с учетом сегодняшней политики и климатических изменений, как оцениваешь перспективу СЗП? Учитывая, что там и побережье сложнее, и затруднена навигация, и местные законы.. Тем не менее, насколько он интересен России, как оператору СМП?
СЗП имеет очень малый период эксплуатации. Так уж устроен Северный ледовитый. У них там нет такого ледокольного обеспечения.
В этом году только одно судно (насколько мне известно) прошло из Ванкувера в Финляндию именно там, получив при этом лишних 1000 миль. Я так понимаю это было не коммерчески обоснован. а разведка, как у нас говорят, корпусом.
Из Азии в Европу короче СМП это факт. А там - выбирать судо и грузо владельцам.
Создание туристического кластера увеличит антропогенную нагрузку на материк. Если мечтаем развить туризм в Арктике, то необходимо подумать о разработке Стратегии руководства туристическими потоками таким образом, чтобы от деструктивного воздействия человека на природу прийти к стабилизирующему, направленному на восстановление утраченных качеств природы, воссоздание разрушенных местообитаний редких видов растений, животных и т. п.
И про медицинский кластер нужно подумать. Без медиков там никак. Извините, что влезла в ваш диалог.)
Помню как США "сотрудничало" с Россией по авиации и даже обещало выделить деньги на исследования. Как только срисовали всё, что им было нужно, тут же прекратили сотрудничество, заявив: "Вы нам не нужны. Мы сами всё сможем."
о! тут высокая политика замешана!